

Королевские ворота - одни из семи сохранившихся
городских ворот Калининграда. Расположены на пересечении улицы Фрунзе и
Литовского вала. В 2005 году Королевские ворота были символом празднования
750-летия Калининграда. С того же года в воротах размещается
Историко-культурный центр «Великое посольство», являющийся филиалом Музея
Мирового океана. В воротах расположены экспозиции, посвящённые возникновению и
развитию города-крепости Кёнигсберг, посещению Кёнигсберга выдающимися людьми и
дипломатической истории Кёнигсберга-Калининграда (в частности, посещению
Кёнигсберга Великим посольством Петра I. Ворота выстроены в псевдоготическом
стиле и внешне напоминают маленький замок. Нынешние Королевские ворота
унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же
месте. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота. В 1717 году
они были снесены, а во время вхождения Кёнигсберга в состав России во время
Семилетней войны ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами.
Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен
(ныне Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были
переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились
(нем. Königsstrasse). Название же улицы связано с тем, что по ней
следовали прусские короли, направлявшиеся из кёнигсбергского замка на войсковые
смотры в предместье Девау. В конце первой половины XIX века в Кёнигсберге
началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а
на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор. Торжественная
закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии
короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году. В конце
XIX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские
ворота, устарели с военной точки зрения и стали мешать развитию города. В 1910
году военное ведомство признало, что эти оборонительные сооружения окончательно
утратили военное значение и продало их городу. Позднее в XX веке валы,
примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему
автомобильному движению. Таким образом ворота стали свободностоящим, островным
строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.